Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Перейди на русский
Установить iClient™

Статус ICQ
Номер ICQ:

kanicq.ru

Получи бонус

Получить WMR-бонус Balans.kz на свой кошелек!

Наш опрос
[29.05.2012][Мои статьи]
Sniper Ghost Warrior (Mod) /Снайпер. Воин-призрак (0)
[12.07.2009][Мои статьи]
Штурвал на себя (0)
[24.05.2012][Мои статьи]
CSI: Miami +Size / CSI: Майами 2 (0)
[05.04.2012][Мои статьи]
Pro Evolution Soccer 2012 / PES 2012 (Konami) (0)
[10.06.2012][Мои статьи]
Fallen Earth MOD / Падшая земля (0)
[24.02.2012][Мои статьи]
Angry Piggy / Злой поросёнок (0)
[21.05.2012][Мои статьи]
GTA San Andreas MOD / GTA San Andreas Мод (0)
[01.03.2012][Мои статьи]
Zuminja / Зума-ниндзя (0)
[06.04.2012][Мои статьи]
Warhammer 40000 Space Hulk / Warhammer 40000: Космические десантники (0)
[01.06.2012][Мои статьи]
Worms 2008: A space oddity / Червячки 2008: Космический курьез (0)

Категории раздела
Мои статьи [353]

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Counter

    Приветствую Вас, Гость · RSS 29.06.2024, 23:54

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Штурвал на себя
    Четыре года работы на Philip Morris в 90-х позволили Дмитрию Костомарову сделать неплохую карьеру. В компанию он пришел простым мерчендайзером, а уходил уже начальником отдела регионального маркетинга. Получив необходимый управленческий опыт, в начале 2000-х он решил создать собственный бизнес в сфере рекламы и маркетинга. Поначалу все было отлично: в течение пяти лет Костомаров успешно вывел на рынок несколько новых агентств — Marketing Development Group, Push&Pull, 3PRO, Bto/3. «Бизнес рос успешно, пока в один прекрасный день я не уперся в потолок, — вспоминает Дмитрий. — Для дальнейшего развития нужно было иметь в кармане лишних два–три миллиона долларов. А их у меня не было. Банки, как известно, в рекламный бизнес инвестируют не слишком охотно, поскольку считают его слишком рискованным. Что же, у нас и правда нет «основных средств». Есть только головы, которые способны создавать интеллектуальный продукт». 

    Дело кончилось тем, что в 2006-м Костомаров уже готов был без колебаний продать все свои компании, одновременно начав поиск новой работы — снова в качестве наемного менеджера. На завершение сделки ушло около года. В конце 2006 года Дмитрий стал вице-президентом по развитию маркетингового сервиса одного из крупнейших рекламных холдингов, Media Arts Group, а в 2008-м возглавил созданное в его структуре агентство интегрированных коммуникаций Simple MA. В этом же году он перешел работать в холдинг Russia Direct.

    Классический пример? Как сказать. 

    Движущая сила

    Какие причины могут заставить предпринимателя расстаться со своим бизнесом и пойти в кабалу, превратившись в наемного управляющего? Ответ лежит на поверхности. Главное — выяснить, какая именно кабала приносит больше денег и морального удовлетворения — при сравнимых затратах времени, сил и нервов. Все остальное вторично. 

    Вести бизнес самостоятельно и никому не подчиняться очень приятно. До тех пор пока не выясняется, что самостоятельность эта превратилась в единоличную ответственность за результаты и нанятых людей, свободного времени давно не осталось, а главное, вся эта каторга совершенно на приносит удовольствия. Первоисточником может стать что угодно: финансовые проблемы, постоянно нарастающая конкуренция, неблагоприятная конъюнктура. А самое неприятное, что все эти проблемы с завидной солидарностью обостряются во время макроэкономических кризисов. 

    — Многие некогда успешные предприниматели были выплеснуты на рынок управленческих кадров и начали работать по найму после экономических потрясений конца 90–х, — говорит Марат Яфизов, специалист по поиску и подбору персонала холдинга «Империя кадров». — Ведь малый и средний бизнес тогда сильно пострадал. Внятная поддержка предпринимателей со стороны государства отсутствовала, конкуренция обострялась, а собственникам хотелось быстрых денег, высокой доходности. 

    Как выглядит в этом смысле складывающаяся ныне ситуация? Пока эксперты расходятся во мнениях и не рискуют проводить параллели с событиями 1998 года. 

    С одной стороны, активная реклама кредитов для малого и среднего бизнеса привела к тому, что многие предприятия научились жить и расти в долг, так что разразившийся кризис поставил их на грань технического дефолта. А значит, бизнес-брокерам предстоит много работы: собственники начнут более активно, чем прежде, избавляться от проблемных активов, а возможно, и вовсе сворачивать предпринимательскую деятельность. С другой стороны, начавшееся тем временем перераспределение сил в ряде сегментов рынка и ослабление многих крупных игроков, корректирующих свои планы и сокращающих управленческий аппарат, открывает перед наемными менеджерами (в том числе попавшими под сокращение) новые возможности, в том числе и связанные с запуском собственного бизнеса. 

    Чем хуже обстоят дела, тем больше хороших анекдотов. У нас всегда так. Вот очередной образчик корпоративного юмора. 

    Кризис. Шум за дверью: топ-топ-топ… 
    — Кто там? 
    — Это мы, топ-менеджеры. 
    — А не пошли бы вы куда подальше, уважаемые?! 
    Топ-топ-топ…

    Так вот, у топ-менеджеров, просто менеджеров и вообще у всех, кому сегодня или завтра придется сделать это самое «топ-топ», есть отличный шанс доказать, что они чего-то стоят. А собственный бизнес в этом смысле — лучший инструмент. 


    Скажете, не лучший момент для старта? Это как посмотреть. Так что процесс, вполне возможно, будет развиваться в обоих направлениях. Диалектика, да и только. 

    Вы откуда и куда?

    Почему предприниматели выходят (по крайней мере на время) из дела, понятно. Но чем их привлекает роль наемных управляющих? Деньгами в виде твердой зарплаты, аппетитными бонусами за выполнение намеченных планов? Похоже, деньги здесь далеко не главный мотив. К тому же рациональное в человеке всегда перемешано с иррациональным. А значит, не будем сбрасывать со счетов такие мотивы, как амбиции, стремление реализовать свою неукротимую энергию, масштаб деятельности, а порой и просто интересные проекты, о которых владелец небольшой фирмы может мечтать всю жизнь. Так хозяин юркой и пронырливой яхты мечтает постоять на мостике трансатлантического круизного лайнера. Скорее всего, временно, но — мечтает. Кстати, почему именно яхта? Можно ведь представить и вполне себе среднетоннажное грузовое судно. Но разве сравнить какой-нибудь лихтеровоз с сияющим иллюминацией гигантом! 

    Вот, например, зачем Владимир Аветисян, совладелец далеко не маленького холдинга «Волгопромгаз», в который входили Самарский завод синтетического спирта, Газбанк, Средневолжская межрегиональная газовая компания, ряд медийных активов и много чего еще, подался в управляющие? Сегодня он председатель правления недавно созданного АвтоВАЗом автокомпонентного холдинга «Объединенные автомобильные технологии», а еще недавно работал в РАО «ЕЭС России». Аветисян говорит, что его заинтересовали масштаб и сложность проекта по реформированию энергетической отрасли.

    Аветисяна, конечно, под общую гребенку не причешешь. А вот бывшие владельцы небольших предприятий, по оценкам Марата Яфизова, чаще всего предпочитают руководить оптовыми или прямыми продажами, а также охотно берутся за развитие новых представительств и запуск дочерних офисов компании-работодателя. «Кроме того, — продолжает Яфизов, — нередки случаи, когда руководители проектных мастерских готовы «продаться» крупной строительной или девелоперской компании на позицию главного инженера или главного архитектора проекта».

    Похоже, у работы по найму все-таки немало плюсов. Как минимум отсутствует гнетущий груз единоличной ответственности за все происходящее в бизнесе. 

    Будни собственников практически любой компании наполнены постоянной гонкой, стрессами, цейтнотами. «В такой ситуации трудно соблюсти баланс между работой и личной жизнью», — комментирует Светлана Шевцова, директор по персоналу холдинга «МИЭЛЬ». И нет ничего удивительного в том, что кое-кому такая жизнь надоедает. Порой — вне какой бы то ни было связи с кризисами мирового или национального масштаба. 

    — Один мой приятель был хозяином очень известного интернет-издания, писавшего о компьютерном бизнесе, — говорит Юлия Зеленюк, директор по новому бизнесу группы компаний Market Group. — Кстати, издание это существует и по сей день. Но два года назад он продал свой бизнес, потому что просто устал командовать. Некоторое время он проработал журналистом, сейчас редактирует корпоративное издание. И знаете, он, по-моему, совершенно счастлив.
    Другое амплуа 

    Хороши ли «бывшие» на позиции управляющих собственно для работодателей? В чем-то они явно лучше карьерных менеджеров, однако это преимущество может нивелироваться производными прежнего жизненного опыта. 

    Управляя своим делом, руководитель привыкает работать по правилам, которые он определяет для себя сам. А главное, процесс принятия любого решения не связан с одобрением вышестоящих лиц. Владелец бизнеса — пусть маленький, но демиург, властитель им же созданной галактики. Но все меняется, стоит только предпринимателю сменить среду обитания. Это потруднее, чем перейти с привычных джинсов и кроссовок в дни, свободные от выездов «в люди», на скучный и строгий костюмчик наемного менеджера. Ведь за этим стоит необходимость интегрироваться в созданную кем-то другим систему корпоративных стандартов — и подчиняться им. Выходит, поиск свободы приводит лишь в объятия новой несвободы. Только и всего. Как следствие — конфликты с акционерами. Тем более острые, чем чаще бывший предприниматель апеллирует к своему прошлому опыту. 

    — Однажды я нанял сотрудника, который прежде владел небольшой компанией, действовавшей на рынке продуктов питания, — вспоминает Марат Яфизов («Империя кадров&#187. — Так вот, он был совершенно не в состоянии вписаться в корпоративную культуру, привыкнуть к режимным моментам. Он всегда опаздывал на переговоры с клиентами, часто переходил на сленг, хотя у нас это было не принято. В итоге мы быстро расстались с ним. Он оказался абсолютно «несовместимым». 

    Многие работодатели уверены, что смогут интегрировать «бывших» в имеющуюся управленческую структуру, апеллируя к предпринимательскому складу характера таких топ-менеджеров. Но увы, нередко фактические задачи, которые приходится решать недавнему бизнесмену, оказываются намного скучнее тех, что так красочно расписывал работодатель. Так, бывший предприниматель Дмитрий Костомаров уверяет, что после прихода в Media Arts Group достаточно быстро выполнил поставленные перед ним акционерами задачи по развитию BTL-инструментария и созданию интегрированных продуктов. А новые задачи не впечатляли. Как следствие, вскоре Костомаров принял предложение другого работодателя, перейдя в Russia Direct и вплотную занявшись прорывным проектом в сфере директ-маркетинга.

    Военные летчики говорят: истребитель — это состояние души. Пересадить такого на штурмовик или бомбардировщик — истинное надругательство. Даже если пилот перехватчика устал от перегрузок. Ведь через несколько месяцев его снова потянет к фигурам высшего пилотажа и необходимости принять единоличное решение за доли секунды. 
    Две хозяйки, одна кухня

    Главная опасность для работодателя, принимающего на работу бывшего предпринимателя, как раз в этом и состоит. «Истребитель»-одиночка может не прижиться в коллективе. А главное, способен заложить несколько опасных виражей, управляя конструкцией, к подобным маневрам вовсе не приспособленной. Так и до смертельного пике недалеко. 

    — Мой близкий приятель, — вспоминает Юлия Зеленюк, — был одним из акционеров первого в России справочника бесплатных «народных» объявлений. Он продал свою долю и пытался работать в самых разных компаниях. Был управляющим, коммерческим директором, HR-менеджером. Но везде «не совпадал». Ни по стратегии, ни по тактике управления. Сейчас обосновался в Турции, ничего не делает и живет на ренту от недвижимости. Может быть, это как раз логично. 

    А вот Светлана Шевцова рассматривает «собственническое» прошлое кандидата скорее как преимущество: «Я считаю, что полученный им опыт имеет большую ценность, поскольку его невозможно получить, посещая курсы и штудируя литературу. У такого человека есть «предпринимательская жилка». А значит, он знает цену эффективности, умеет смотреть на шаг вперед, обладает энергией и хорошим потенциалом». 

    «Бывшие» и правда очень неплохи как профессионалы. Мало того, по многим позициям они действительно готовы дать фору выпускникам бизнес-школ, познававшим азы управленческого мастерства по книжкам, а не на практике. Но система, в которую они погружаются, став наемными менеджерами, совершенно чужда им. Как минимум по духу. Особенно в России, где порядка нет нигде, в том числе в бизнесе. Согласно канонам, акционеры должны заниматься стратегическим планированием, а топ-менеджеры — оперативным управлением. Но у нас акционеры нередко влезают в оперативную часть, а топ-менеджеры пытаются подняться до стратегического уровня, что становится основанием для серьезных внутрикорпоративных конфликтов. 

    Особый разговор — бывшие бизнесмены-неудачники. Не каждый работодатель с радостью пригласит на какой-то ответственный проект того, у кого не получилось построить собственное дело. Зато, говорят, из таких предпринимателей выходят очень неплохие консультанты. Так провалившиеся офицеры разведки — «слоны» — учат будущих шпионов. Иногда весьма успешно.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Владимир (12.07.2009)
    Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uCoz