Очевидно, что далеко не все концепты будущих мобильных телефонов находят свое отражение в реальных продуктах. Число таких успешных дизайнерских решений исчисляется единицами. Куда же деваются остальные идеи, и почему разработчики концептов, порой заведомо нереализуемых на практике, идут на создание таких моделей? Попробуем разобраться в данном материале.
Само понятие "концепт" (лат. conceptus) подразумевает под собой некую общую идею. Применительно к мобильной индустрии, под концептом понимают некую модель, служащую для представления публике видения дизайнера или компании будущих продуктов. Первые концепты мобильных телефонов стали появляться достаточно давно (по меркам индустрии, конечно). Еще десять лет назад компании-производители мобильных телефонов старались задать направление развития рынка и предугадать, какие продукты, в каком дизайне будут актуальны у пользователей спустя некоторое время.
По мере совершенствования мобильных телефонов, появления новых функций и технологий, усложнялись и сами концепты. К разработке в массовом порядке стали привлекаться не только дизайнерские бюро и известные дизайнеры (не говоря уже про R&D-центры самих компаний-производителей), но также студенты школ дизайна, представители "непрофильных" областей (недаром стали появляться концепты телефонов, повторяющие очертания автомобилей и т.д.). Кроме того, множество энтузиастов привлекала сама возможность прославить свое имя, участвуя в проводимых конкурсах.
Возникает вопрос, почему в создании концептов было занято так много людей и компаний. Ведь и сегодня, и несколько лет назад большинство представленных общественности решений было чересчур футуристическими, чтобы оказаться когда-либо реализованными на практике (при этом стоит отметить, что концепты все же несли практическую пользу, поскольку заимствовались некоторые выполнимые идеи, новые форм-факторы, материалы, которые возможно было применить в серийном производстве, и прочее).
Для компаний-производителей мобильных телефонов создание концептов является своеобразным "поигрыванием мускулами", демонстрирует возможности собственных R&D-центров, а также в какой-то мере задает вектор развития мобильного рынка. К тому же, смелые идеи телефонов будущего - это прекрасное средство для PR-поддержки существующих моделей, так как привлекает внимание пользователей к торговой марке.
Для дизайнерских бюро (таких как, например, французская Modelabs или Frog Design) и дизайнеров участие в разработке концептов мобильных телефонов дает возможность заявить о себе, а также расширить свое портфолио за счет интересных, необычных решений. Даже если концепт по целому ряду обстоятельств и невозможно воплотить в реальных продуктах обозримого будущего - отсутствие тех или иных технологий, материалов, неэргономичной формы, сложности в управлении устройством и т.д., имя создателя концепта будет оставаться на слуху, о нем будут говорить.
Наконец, категория поклонников мобильных телефонов тех или иных компаний-производителей, из чистого энтузиазма предлагающих интересные идеи по творческому переосмыслению существующих продуктов, а также разрабатывающие концепты абсолютно новых устройств в связи с собственным видением развития марки. Особенно часто встречаются "любительские" концепты мобильных телефонов Sony Ericsson, Motorola и др. Здесь, правда, необходимо провести грань между концептами и так называемыми фейками, моделями несуществующих сотовых телефонов, до создания которых также весьма охочи талантливые фанаты. В свою очередь, чаще всего на просторах интернета всплывают фейки мобильных телефонов Nokia, Motorola, той же Sony Ericsson. Памятна истерия трехлетней давности вокруг iPhone, всевозможные фейки которого стараниями фанатов Apple принялись гулять по сети задолго до анонса телефона (данной теме была посвящена одна из IT-баек на нашем сайте). Тема фейков слишком объемна и многогранна, чтобы посвящать ей один из разделов данного материала. Возможно, мы рассмотрим фейки в отдельной статье, будет интересно посмотреть, как часто вымышленные решения перекликаются с реальными телефонами.
Наградой энтузиасту-разработчику концепта также может стать некоторая известность и признание. Возможно, его идеи действительно будут когда-нибудь использованы при создании реальных продуктов.